Мама и малыш

Мама и малыш

В настоящее время всё большую популярность среди родителей приобретают детские центры развития. Нередко в парках и на детских площадках от молодых мамочек можно услышать: «Мы с Владиком начали ходить на развивающие занятия». В ответ откликаются другие мамы, делятся своими впечатлениями: «Мой Ваня нарисовал вчера такое замечательное солнышко!», «А моя Верочка быстрее всех сложила пирамидку!». «А мой Егорка постоянно отвлекается, ничего не успевает сделать, капризничает»,– жалуется опечаленная мама.

Известно, что успех и неудачи таких крошек, а некоторым из них нет и двух лет, целиком зависит от любящих их родителей. Для малышей посещение детского развивающего центра – большое и важное событие в их жизни. С самого начала ребёнок попадает в незнакомую среду, где ему предстоит, в первую очередь, адаптироваться к новым  условиям. Его окружают незнакомые люди: педагог, персонал центра, новые детки. Как и взрослому человеку, оказавшемуся в новой обстановке, ребёнку требуется потратить некоторое время и силы на привыкание. В этот период нагрузка на нервную систему ребёнка возрастает. На этом этапе мамы должны быть особенно внимательны к своим малышам. Весёлое, дружелюбное настроение мамы, желание узнать что-то новое и интересное обязательно придадут уверенность малышу. И наоборот, осторожность, скепсис, замкнутость в контактах с окружающими могут негативно отразиться на настроении ребёнка и его желании взаимодействовать с детьми и педагогом.

Развивающие занятия, в большинстве своём, направлены на вовлечение ребёнка в процесс раннего обучения и освоения различных навыков. Для этого используются многочисленные методики раннего развития детей, наглядный (демонстрационный) и раздаточный материалы.

Малышам в возрасте до 2 лет свойственно освоение определённого навыка через непосредственные манипуляции с предметами. Например, изучение геометрических фигур с помощью специальных рамок Монтессори, в процессе которого ребёнок сможет самостоятельно зрительно и тактильно различать простые геометрические фигуры. Усвоение русских народных сказок, как этап формирования активного словаря ребёнка, проходит продуктивнее через проигрывание мини спектаклей кукольного театра и пальчиковых игр.

Важную роль играет музыкальная составляющая развивающих занятий. Выполнение ребёнком определённых движений под музыкальное сопровождение позволяет развивать внимание, крупную моторику и координацию движений. Педагоги при построении занятия опираются на индивидуальные особенности малышей, позволяя реализоваться всем детишкам в группе. Этому способствуют также малая комплектация групп и разнообразная развивающая среда.

Важен тот факт, что любой педагогический процесс не может осуществляться без помощи родителей. В раннем возрасте у детей процесс усвоения определённых навыков происходит совместно со значимым близким (мама, папа). Родители, посещающие развивающий центр с детьми, должны быть готовы включиться в процесс обучения вместе с ребёнком и при выполнении каждого задания направлять действия малыша. Известно, что дети, мамы которых активно участвовали в ходе занятия, непрерывно взаимодействовали со своим ребёнком, легче адаптировались в группе, активно включались в новые игровые упражнения, быстрее выполняли разнообразные  задания. При этом малыши менее активных мам дольше приспосабливались к ритму занятия, с трудом воспринимали новые задания, чаще капризничали.

С течением времени (примерно к 2,5–3 годам) самостоятельность и активность детей, посещающих развивающие занятия, возрастает. Помощь мамы отходит на второй план. Дети уже могут самостоятельно выполнять предложенные им задания, следить за последовательностью игровых упражнений. В этот момент можно пробовать оставлять ребёнка самостоятельно заниматься с другими детьми и педагогом. Обязательным условием такого действия является согласие самого малыша.

Стараясь следовать этим несложным принципам, можно обеспечить детям раннего возраста полноценное, гармоничное и разностороннее развитие. И, что важнее всего, развивающие занятия должны дарить радость вашим Верочкам, Ванечкам, Егоркам…  А также их мамам и папам!

Пятунина Екатерина

психолог