Благополучная беременность

Благополучная беременность

«Здоровые дети – будущее России»

Благополучная беременность как основа формирования гармоничной личности ребенка.

Н.Б. Иванова, врач психотерапевт Воронежского областного Центра планирования семьи и репродукции.

 

В  своем выступлении я хочу затронуть тему детства на уровне внутриутробного ребенка, рассмотреть положительные и отрицательные воздействия, влияющие на формирование его психики.

 

Издревле к женщине, вынашивающей ребенка, относились по-особенному. На Руси считалось, что женщина, ожидающая ребенка, обладает магической силой, о ней говорили: «Беременная под Богом ходит, обижать нельзя, отказывать нельзя». Наши славянские предки, веря в переселение души, были убеждены в том, что души воплощаются только в пределах одного рода. Поэтому беременная женщина становится мостиком, как бы носителем и предка, и потомка одновременно. И живет между миром людей и душ. В ней заключена информация всего рода. Обижая эту женщину, обидчик навлекал на себя гнев всех поколений — потомков и предков.

Что же такое беременность? В словаре Даля написано: «Беременная…— непорожняя, заполненная, с прибылью». А вовсе не «обремененная», как принято считать. И дальнейшее течение и развитие беременности зависит от того, как мы ее воспринимаем — либо как  бремя, либо как  новую возможность и заполненность…

В наши дни  рождение ребенка уже не является единственной сферой самореализации женщины, поэтому важно понять, какими являются смысл и цель рождения ребёнка. Вместе с тем и внутриутробный ребенок своими проявлениями влияет на эмоциональное состояние беременной.

По мнению В.Д.Менделевича особенности нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний необходимо рассматривать как реакцию адаптации организма и личности к наступившей беременности.

C психологической точки зрения правомерно говорить о синдроме беременности,  как новом психогенном состоянии, ограниченным определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения.

Синдром беременности характеризуется следующими симптомами:

а) Идентификация беременности. Аффект осознания себя беременной.

б) Симптом принятия решения

в) Симптом нового “Я”: принятие измененного собственного образа “Я- в положении” и признание физиологических изменений в своем организме.

г) Симптом эмоциональной лабильности.

д) Симптом противоречивого отношения к беременности: с одной стороны гордость за свою полноценность, возможность самореализации, переживание идентичности собственному полу, с другой — страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками.

е) Симптом завышенных притязаний по отношению к другим: склонность наделять свое привычное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности.

ж) Симптом перинатальной дисморфофобии: чувства тревоги за здоровье и полноценность будущего ребенка.

з) Симптом принятия новой жизни в себе: психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка.

Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению материнской миссии.

Давайте попробуем рассмотреть, что происходит с мамой и внутриутробным младенцем на разных этапах беременности, как эти изменения влияют на каждого из них, их взаимодействие и дальнейшую судьбу. Прежде всего, нас будут интересовать психологические задачи беременности, преодоление которых не всегда осуществляется адекватно и может формировать будущие зоны конфликтных отношений в семье. И, возможно, мы задумаемся о построении эффективной системы профилактики нарушений, связанных с беременностью.

Можно условно разделить 9 месяцев беременности на 3 этапа.

  1. Первый этап — от зачатия до шевеления плода

Психологическая задача этого этапа — достижение эмоционального слияния с плодом.

Как правило, момент зачатия женщиной не осознается и узнавание приходит после задержки прихода месячных. Первое, что происходит на данном этапе – это идентификация беременности. Это очень короткий промежуток времени, еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины, непосредственно связан с осознанием себя – беременной. В обычных случаях возникновение первого подозрения уже провоцирует определенные переживания. Содержание и интенсивность этих переживаний отражает значение этой беременности для матери и многие особенности ее материнской сферы. Желанна ли беременность, планируема. В этот период женщина думает прежде всего о себе: как отнесутся к этому факту партнер, окружающие, какие потребности перекрывает беременность, желание ее сохранить или прервать, невозможность ощутить ребенка, страх потерять. Включаются личные психологические установки и страхи. На этом этапе часто наблюдается выраженный регресс к оральной стадии: отвращение или тяга к различным видам пищи, тошнота, рвота.

После идентификации  беременности, следующим  идет период называемый «до начала ощущений шевелений». В этот период в организме женщины происходит гормональная перестройка, которая так же влияет на ее эмоциональный статус, появляется  физиологическая симптоматика. Нормальным считается: тревожность, резкая смена настроения, раздражительность, снижается общая активность. Перинатальные психологи считают, что именно сейчас у плода формируется эмоциональная сфера, причем не только на биохимическом уровне, но и  на энергоинформационном, голографическом.

В первом триместре беременности наблюдается слабая дифференцированность  собственного Я женщины от вынашиваемого ребенка. В некоторых случаях отношение женщины к вынашиваемому ребенку может ограничиваться чувством физического симбиоза, при котором плод воспринимается лишь как часть собственного тела, от которой, при желании, можно  с легкостью избавиться. В других же случаях уже на этом этапе наблюдается восприятие ребенка как субъекта отношения.

Многие программы сопровождения беременности стремятся снизить уровень тревожности в этот период до нуля. Однако в  этот период важно не блокировать негативные эмоции, а научиться завершать их и переключаться на положительные.

  1. Второй этап начинается тогда, когда ребенок начинает шевелиться, не позволяя тем самым игнорировать свое присутствие. Приходит материализация знания о своей беременности. Психологически с этого момента начинается постепенная дифференциация плода от матери. Появляется своеобразное «двойное Я», где ребенок – уже не «мое Я», но одновременно еще не самостоятельное «Я».

Этот период оценивается как наиболее благоприятный. Решение матерью принято, произошла смена социальных ожиданий.  Происходит установление коммуникации между матерью и ребенком: женщина получает возможность придать смысл движениям плода, отвечать на них, вызывать их. В случае, если общение матери и ребенка отсутствует, то ребенок воспринимается как объект «для применения воспитательных техник и чужих советов».

Шевеления ребенка вынуждают ее идентифицироваться  с материнской ролью, и в то же время она по-прежнему сама идентифицируется с ребенком,  заново проживая свой ранний пренатальный и младенческий возраст. Некоторые женщины бывают настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сенситивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными.

Женщина в этот период находится во власти иррациональных представлений о том, что полезно и вредно, не очень слушает рекомендации врачей, может совершать нелогичные поступки. Например, интеллектуальная и разумная женщина предпринимает неудобное и далекое путешествие.
Или беременная принимает часто и подолгу ванны, считая, что это полезно ребенку.

  1. И, наконец, третий и последний этап отличается нарастанием физического дискомфорта и усталости. Психологически — это создает основу будущей психической сепарации ребенка и матери. Он заканчивается родами.

Этот период, как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается настроение, она быстро устает, отмечается повышение тревожности по поводу родов, послеродового периода.

27 недель – период гнездования. Начинается ремонт, покупки в «детскую» и т.д. Но это продлится не долго, около 2-3 недель.

После наступает период, который называют «затишье перед бурей».

Перед самыми родами страх уходит, мысль одна: когда все кончится? При благоприятном отношении мама хочет поскорей увидеть свое дитя. Женщина может проявлять агрессивность, это связано с эволюционным развитием: самка защищает своего детеныша

На этом этапе преобладают различные фантазии о том, как пройдут роды и каким будет ребенок. Здесь стоит упомянуть такие понятия, как «фантазматический» и реальный ребенок.
К фантазму относятся определенные, иногда очень четкие, представления женщины о том, какого пола будет ребенок, какой внешности. Иногда это патологические убеждения о возможном дефекте у ребенка или о неблагополучном исходе беременности. Крайне важно в психотерапии этого периода очень осторожно и последовательно работать с этими фантазиями. Женщина должна принять такого ребенка, который родится в реальности, а не того, которого она представляет.  В случае сильного расхождения фантазий и реальности возникают осложнения в процессе родов, трудности в постнатальных отношениях, вплоть до непринятия ребенка. По этой же причине возникают сложности с уходом и вскармливанием.

Существует взаимосвязь между отношением и восприятием женщины своего ребенка на этапе беременности и последующими детско-родительскими отношениями, формируется психологический сценарий родов.

 

Давайте рассмотрим факторы и условия психического риска для будущего ребенка.

А. Стрессы матери во время беременности.

Хотя природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты беременной женщины и плода от влияния временных негативных факторов и у плода имеется достаточно защитных сил, чтобы нейтрализовать негативные последствия, но все же существуют стрессы, которые могут негативно отразиться на развитии плода. Речь идет прежде всего о хронических конфликтных ситуациях в семье, причем именно таких, когда женщина чувствует себя не просто активно отстаивающей себя стороной, а жертвой, занимая пассивно-страдающую позицию ради «мира любой ценой». Дети, травмированные еще в утробе мате­ри, остаются гиперсензитивными к стрессу, бояз­ливыми, замкнутыми и злыми.

А. И. Захаров описал механизм действия эмоционального стресса матери на плод. По его мнению, при всех острых или хронических отрицательных переживаниях в кровь матери выбрасываются  гормоны беспокойства, достигающие плода без каких-либо препятствий через общую с матерью кровеносную сеть. Поскольку у плода еще полностью отсутствует система нейтрализации гормонов беспокойства и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом плоде, но и в амниотической (околоплодной) жидкости, которую плод постоянно заглатывает и выделяет из себя. Если учесть уже достаточно развитую и сверхчувствительную организацию нервной системы плода во второй половине беременности, то нет ничего странного, что плод при стрессе матери сосет палец и беспокойно ведет себя. Это заметно не только по его участившимся движениям, но и по ускоренным и усиленным сердцебиениям. Временами плод затихает, сердцебиения слабеют, развивается торможение. Одновременно он испытывает все больший недостаток кислорода из-за сужения сосудов под влиянием гормонов беспокойства, что осложняет доставку кислорода к нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерную после рождения  излишнюю подвижность, неустойчивости нервных процессов, тревожность, расстройства настроения, эмоциональную возбудимость, нарушения ритма сна и бодрствования.

Установлено существование зависимости отклонений в поведении ребенка от месяца беременности, в который возникло травмирующее влияние на мозг ребенка. Наибольшее значение для формирования эмоциональной сферы ребенка имеют конец четвертого, пятый и шестой  месяцы внутриутробной жизни, когда наиболее активно развиваются и дифференцируются мозговые структуры, которые играют основную роль в формировании эмоций. Сильный стресс на третьем или четвертом месяце беременности будет иметь скорее последствия для нервной системы, мозг ребенка еще недостаточно зрел, чтобы перевести информацию, поступающую от матери, в эмоцию. В исследовании О. Соколовой было выяснено, что с наибольшей вероятностью от матери ребенку передаются такие эмоциональные состояния как страх, агрессия, и плаксивость.

Для оценки степени влияния того или иного события на плод, по-моему, важно разделить такие понятия, как стресс и дистресс.

Стресс – адаптивная реакция. Многими специалистами подчеркивается важность кратковременных негативных эмоций мамы для развития адаптивности малыша. Ребенок все 9 месяцев приобретает определенный опыт, и, если он во время беременности не испытывает никаких отрицательных эмоций и состояний, он не пройдет нужной «психологической подготовки». Умеренный стресс в животике у мамы готовит малыша к будущим трудностям. Он учится противостоять им, еще не появившись на свет. При этом, считают психологи, нужно работать со своим эмоциональным состоянием и объяснять малышу все, что с вами происходит.

Дистресс — сильные, внезапные, шоковые эмоциональные расстройства, потрясения, испуги или длительные, не меньше двух-трех месяцев, и достаточно интенсивные переживания. Они сказываются на течении беременности чрезвычайно неблагоприятно. В качестве иллюстрации влияния на беременность психических потрясений хочу привести выдержку из статьи в «Медицинской газете» от 18 ноября 1990 года:

«Относительно бескровным среди других катастроф выглядит взрыв на станции Свердловск-Сортировочная, хотя он и повлек за собой разрушения многих зданий, а чуть ли не треть свердловских окон остались без стекол. Но бог с ними, со стеклами, главное, что жертв было мало. Однако так ли уж мало на самом деле? Как выяснилось, существует еще один перечень жертв, который не вошел ни в одну официальную отчетность. Речь идет о влиянии взрыва на еще не родившихся к тому времени детей у 739 женщин, готовящихся к материнству. Все эти женщины выявлены и обследованы Свердловским научно-исследовательским институтом охраны материнства и младенчества. Пережитый ими психоэмоциональный стресс привел к тому, что в организме каждой начались такие патологические явления, которые привели к самопроизвольным выкидышам или к настоятельной необходимости прервать искусственно беременность. У детей, родившихся в течение трех месяцев после взрыва, оказалось повышенным артериальное давление, была высокая возбудимость. В плацентах женщин, родивших чуть позже, через четыре-пять месяцев, выявились нарушения кровотока, иммунологические комплексы. Дети их недобирали в массе, были очень вялые, часто и подолгу болели. Самая же неблагополучная картина, по словам младшего научного сотрудника Г. Б. Мальгиной, проведшей это уникальное в своем роде исследование, наблюдалась у тех женщин, которые перенесли вызванный взрывом стресс на наиболее раннем сроке беременности. У всех в той или иной степени произошел запуск реакции отторжения плода. Выносить ребенка смогли всего лишь пятнадцать женщин из ста. Но у большинства из них роды оказались преждевременными, и половина детей погибла».

Таким образом, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм, и  каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которой записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Поэтому, по нашему мнению,  беременные, попавшие в критические ситуации, должны получать психотерапевтическое сопровождение на протяжении всего срока  в условиях женской консультации.

 

Б. Страхи матери во время беременности.

Почти каждая женщина, готовящаяся стать матерью, может испытывать многообразные, хотя в то же время типичные, страхи. Врачи в женских консультациях, как правило, оставляют женщину наедине с ее страхами, а иногда даже способствуют их усилению, говоря: «Вы не должны волноваться, так как Ваши волнения могут повредить развитию плода». В результате женщина не перестает испытывать страхи, но пытается их просто подавить, что, естественно, плохо получается. В итоге она испытывает чувство вины за свой страх, что не улучшает ее состояние. И круг замыкается…

К наиболее распространенным относятся боязнь выкидыша, страх родить ребенка с физическими или психическими отклонениями, страх перед самими родами, страх перед сексом в период беременности, страх перед движениями плода или же наоборот, перед отсутствием таковых, страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением благополучия своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательностью.

 

В. Отрицательное отношение матери к настоящей беременности.

Случайность в деторождении создает тот или иной риск в психическом развитии у каждого второго ребенка. Даже если взять нежеланность ребенка в чистом виде, отдельно от действия других факторов, то и тогда нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом развитии от желанного. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, избегать вредных воздействий, нет радостного, приподнятого ожидания ребенка. У матерей нежеланных детей роды чаще всего бывают преждевременными, по принципу «с глаз долой», и масса тела новорожденных, как правило, ниже нормы, у плода еще внутриутробно повреждена реактивность — защитные силы организма. Нежеланные дети в противовес желанным уже с самого рождения физически слабые, с плохим аппетитом, часто и подолгу болеют; у них значительно выше риск развития нарушений поведения, патологических привычек и пристрастий, самоубийств и смертности в целом.

Особой и мало изученной проблемой является формирование сексуальной ориентации людей, которая может быть нарушена чрезмерными амбициозными желаниями родителей получить ребенка определенного пола. Врачи, проводящие ультразвуковые исследования, могут рассказать об удивительных случаях. Ребенок сжимался или явно расстраивался, когда родители реагировали на его половую принадлежность негативно.

Доказано, что если пол неродившегося ребенка не соответствует желаниям матери, то у него в последующей жизни обнаруживается поведение, более характерное для человека противоположного пола. Проблемы в развитии вызваны неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику в такой семье относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. У таких девочек на этапе полового созревания могут наблюдаться нарушения в становлении менструального цикла.

Ученые достоверно предполагают, что вся физиологическая, психологическая, эмоциональная, волевая структуры ребенка формируется в основном во время беременности.

Пренатальная информация на уровне клеточной памяти в сочетании с генетической, обусловливают психологические и поведенческие особенности человека.

 

Поэтому так важен для понимания этап внутриутробного развития. Именно там закладывается человек будущего. Как в зерне сокрыт будущий урожай, так и в новорожденном уже заложены возможности будущих поколений, ведь зачастую и проблемы бесплодия коренятся в 9 месяцах внутриутробной жизни.

Таким образом, в процессе роста ребенка,  мы можем  лишь что-то развивать, что-то корректировать. Но у нас есть всего 9 месяцев на то, чтобы помочь малышу, который появится на свет, быть изначально целостным и  гармоничным. Или хотя бы не помешать ему в этом. Благодаря защитному механизму нашей психики информация о внутриутробной жизни и процессе рождения как бы стирается, притупляется. Но она не исчезает бесследно, и всем, кто соприкасается с беременностью важно об этом помнить.

Знание закономерностей, происходящих в диаде «беременная – внутриутробный младенец» дает возможность усилить роль специфических методов и средств помощи матери вместе с ее будущим младенцем в формировании наиболее благополучной среды реализации индивидуальных задатков, заложенных в ребенке,  его успешной ранней социализации.

Невыполнение специфических задач беременности чревато для матери трудностями во взаимоотношениях с ребенком на постнатальных стадиях:

Проблемы первого этапа вызывают трудности на симбиотической стадии развития младенца. В течение первого года  формируются такие базовые качества личности, как вера, доверие.
Не решенные матерью психологические задачи второго этапа продлевают симбиоз, нарушая развитие независимости ребенка, что в дальнейшем приводит к инфантильности и трудностям вступления в социум. Берет свое начало проблема выстраивания границ.

И, наконец, невозможность психической сепарации беременной от плода влияет непосредственно на процесс родов: длительность скорость, необходимость медицинских вмешательств.

Таким образом, зная закономерности благополучного протекания  беременности и отслеживая нарушения в ее течении, можно планировать объем психотерапевтической помощи в зависимости от этапа, на котором находится беременная, четко осознавая ее направленность и задачи.